• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Состоялся круглый стол, посвященный вопросам реализации дорожного нацпроекта. РОСДОРНИИ и ВШЭ подвели итоги года.

Специалисты дорожной отрасли обсудили актуальные и проблемные вопросы реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (НП «БКАД») в части применения передовых технологий в дорожном хозяйстве. В дискуссии, организованной ФАУ «РОСДОРНИИ» совместно с НИУ «Высшая школа экономики» (ВШЭ), приняли участие специалисты и руководители дорожных ведомств из регионов России, а также федеральных структур и Российской академии наук.

Целью круглого стола стало подведение итогов уходящего года и поиск путей решения наиболее насущных проблем отрасли. Открыл мероприятие доклад Алексея Коврова, директора по организационной деятельности Общеотраслевого центра компетенций (ОЦК) дорожной отрасли ФАУ «РОСДОРНИИ». В частности, руководитель рассказал об исследованиях, которые проводит институт в рамках реализации НП «БКАД».

«РОСДОРНИИ ведёт активную деятельность, направленную на перевооружение отрасли и внедрение новых эффективных технологий. В частности, совместно с коллегами из отраслевого сообщества мы определили базовый набор технологий, которые наиболее серьёзно влияют на увеличение межремонтных сроков автомобильных дорог. Это технологии объёмного и объёмно-функционального проектирования асфальтобетонных смесей, регенерации слоёв дорожной одежды и стабилизации грунтов оснований. В 2020 году их отработка активно велась на базе пилотных регионов, в том числе в Курской, Оренбургской, Рязанской областях. Начинаем взаимодействие с Ленинградской областях. Во всех этих регионах сейчас технологии внедряются на региональных и межмуниципальных дорогах. На самом деле в дальнейшем все субъекты РФ должны будут перейти на прогрессивные решения. Через два года от старого ГОСТ на асфальтобетонные смеси придется отказаться», – отметил Алексей Ковров.

По словам Алексея Коврова, одной из наиболее серьёзных проблем реализации НП «БКАД» на сегодня является низкое качество организации и планирования дорожных работ, всё ещё характерное для многих регионов. В частности, перед проведением укладки или ремонта дорожного полотна зачастую не проводится исследование его основания на предмет совместимости и взаимодействия с планируемым к укладке новым покрытием. В результате применение современных технологий и материалов не даёт ожидаемого эффекта, а подчас работы приходится проводить повторно.

Для решения проблемы в ФАУ «РОСДОРНИИ» разработали методику стратегического планирования всех мероприятий по развитию дорожного хозяйства на десять лет вперёд и готовых оказывать регионам всестороннюю поддержку в её использовании. Так, по состоянию на конец 2020 года новая методика планирования уже внедрена в Магаданской и Амурской областях. В её основе – глубокая диагностика текущего состояния дорожной сети. В случае отсутствия у региона средств на проведение необходимых исследований институт готов выполнить их своими силами с использованием новейших передвижных, стационарных и мобильных лабораторных комплексов, которыми он располагает.

По мнению директора научно-консалтингового центра ГЧП и управления инвестициями Института строительства и ЖКХ НИУ ВШЭ Надежды Кулаковой, наиболее актуальными проблемами российской дорожной отрасли являются нарастающий объём «недоремонтов» автодорог и дорожных сооружений, а также высокий уровень текучести квалифицированных кадров. Последнее, в частности, ведёт к тому, что дорожные ведомства и службы на местах не рассматривают внедрение инноваций в качестве приоритетного направления своей деятельности. Это препятствует эффективному достижению целевых показателей НП «БКАД».

«Одной из преград для внедрения инноваций является существующий порядок проведения государственной экспертизы проектов. Та форма, в которой она выполняется сейчас, препятствует использованию новых материалов, поскольку имеет своей целью минимизацию стоимости проекта и не учитывает функциональных задач, которые должны решать дорожные сооружения. Основным критерием выбора оптимального проектного решения должна быть не минимальная стоимость строительства, а минимизация затрат за весь период срока службы сооружения, включая сокращение потерь в результате дорожно-транспортных сооружений», – уверена эксперт.

В подтверждение своих слов Надежда Кулакова привела данные статистики по эксплуатации автодорог в США, где подобная стратегия позволила сократить расходы на содержание дорожно-транспортной сети на триллионы долларов в год.

Доклады представителей ФАУ «РОСДОРНИИ» и НИУ ВШЭ вызвали живой интерес и отклик у большинства присутствующих. Представители двух ведущих российских научных учреждений ответили на вопросы приглашённых гостей и дали необходимые комментарии. По единодушному мнению собравшихся, подобный неформальный регламент рабочих встреч способствует скорейшему и эффективному решению накопившихся проблем и позволяет наладить продуктивный рабочий диалог между всеми субъектами отрасли.