• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Форум «Госзаказ -2021». Ключевые тенденции в государственно-частном партнёрстве

26 марта 2021 г.  в рамках XVI всероссийского форума-выставки  Госзаказ -2021 прошла специальная сессия «Концессии и ГЧП. Малый и средний бизнес: активный участник или сторонний наблюдатель?»

Институт строительства и ЖКХ ГАСИС НИУ ВШЭ в лице Кулаковой Н.В.- директора научно-консалтингового центра государственно-частного партнерства и управления инвестициями  принял участие в обсуждении таких важных тем, как развитие механизмов поддержки инфраструктурных проектов, законодательные новеллы регулирующего законодательства, финансирование концессий и ГЧП-проектов, проблемы и перспективы региональных практик реализации ГЧП-проектов и концессий.

Говоря о механизмах ГЧП нельзя не сказать о том, какой тяжелый год пережила экономика. От органов исполнительной власти регионов нередко звучит, что им более интересен 44-ФЗ, нежели механизмы ГЧП. Основная причина та же- бизнесу не хватает финансов. 

Комитетом по государственно-частному партнерству Общероссийской общественной организации малого и среднего
предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» были представлены данные об общих потерях рынка инфраструктурных компаний за 2020 год, так потери составили около 2 трлн.рублей и при умеренном сценарии развития восстановление рынка инфраструктурных компаний должно быть достигнуто к третьему кварталу 2022 года.

Несмотря на перспективу роста, рынок государственно-частного партнерства в регионах в общем трудно назвать развивающимся. Причины кроются в первую очередь в неоднозначном отношении к государственно-частному партнерству региональных властей.

Любопытным с точки зрения развития инфраструктуры ГЧП является внедренный с 1 января 201 года опыт Министерства спорта РФ по финансированию строительных мероприятий в рамках федерального проекта «Спорт-норма жизни» национального проекта «Демография».  

Так, бюджетные средства теперь выделяются регионам только по их заявкам в рамках четырех мероприятий федерального проекта. Если в 2019-2020г.г. у субъектов РФ было право выбора модели  ГОСЗАКАЗ или ГЧП, то с начала текущего года региональные министерства спорта обязаны провести поиск инвесторов по всем проектным мероприятиям, так называемый «ГЧП-фильтр».  По истечении трех месячного срока федеральное финансирование предоставляется региону либо при наличии подписанного соглашения о ГЧП (концессионного соглашения), либо после предоставления документов, подтверждающих отсутствие заявок на участие в конкурсе в рамках обычной бюджетной модели по 44-ФЗ.

Как отметила директор научно-консалтингового центра государственно-частного партнерства и управления инвестициями Надежда Кулакова, такой смелый подход Министерства спорта РФ по развитию государственно-частного партнерства заслуживает внимания и целесообразности распространения его принципа на федеральные проекты в сфере развития транспортной и дорожной инфраструктуры, жилищно-коммунального хозяйства. 

Основные сложности, проявляющиеся в отсутствии необходимых компетенций кадрового состава региональных министерств, а также в организации выстраивания межведомственного регионального взаимодействия,  несомненно, требуют системного подхода, - считает Надежда Кулакова.