• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Совместная работа Института строительства и ЖКХ ГАСИС, Института образования и Школы дизайна

В современном обществе развивающий потенциал архитектуры школьного здания играет немаловажную роль. Между тем, стремление к типизации и экономии при проектировании и строительстве школ в советском периоде привели к обнищанию архитектурного облика зданий, к развитию однообразия визуального пространства, потере уникальных черт объекта. 

Согласно демографическим прогнозам в перспективе до 2025 года численность обучающихся общеобразовательных организаций в России возрастет на 3,5 млн. человек. Прогнозная потребность по вводу мест для обеспечения обучения в общеобразовательных организациях в первую смену, с учетом замены изношенных зданий, составляет около 6,6 млн. мест (в городских школах – 4,4 млн. мест, в сельских школах – 2,2 млн. мест).

Для обеспечения высокого качества российского общего образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики требуется совершенствование структуры и сети общеобразовательных организаций.

Для этих целей Правительством Российской Федерации утверждены следующие программы:

- государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018 – 2025 годы;

- программа «Содействие созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях» на 2016 – 2025 годы.

Также потребность применения новых подходов к общему образованию диктуется актуальными санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях, строительными и противопожарными нормами, а также современными Федеральными государственными образовательными стандартами общего образования. Для повышения доступности качественного образования должна быть обеспечена организация всех видов учебной деятельности в одну смену обучения, расширение возможностей инклюзивного образования, создание материально-технической базы для дистанционного образования, а также обмена знаниями и опытом между образовательными организациями.

В связи с этим все более актуальным становится разработка нового комплексного подхода к проектированию и реконструкции зданий школ, обладающих гибкой функционально-планировочной структурой, индивидуальным и оригинальным архитектурным обликом, учитывающим современные требования организации образовательного процесса и досуга учащихся.

Специалистами НИУ ВШЭ накоплен большой опыт проектирования и модернизации школьных зданий. Совместно с коллегами Школы Дизайна НИУ ВШЭ и Института образования НИУ ВШЭ готовится к публикации серия изданий для широкого круга читателей, освещающая вопросы проектирования, строительства и реконструкции школьных зданий. В серии планируется выпуск книг, посвященных следующим вопросам:

1. Особенности осуществления градостроительной деятельности применительно к зданиям общеобразовательных организаций.

2. Размещение общеобразовательной организации в структуре селитебной территории.

3. Особенности компоновки генерального плана участка школы.

4. Современные тенденции проектирования и принципы разработки объемно-планировочных решений школ.

5. Устройство инженерных сетей и применение инженерного оборудования.

6. Комплектация школ мебелью и оборудованием.

7. Педагогический дизайн.