• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Доклад ректора ГАСИС А.А. Збрицкого на II съезде инженеров России

Тема моего доклада – «Повышение квалификации и профессиональная переподготовка инженеров России». А начать я хочу с тезиса: «Успешность и эффективность реализации любого проекта зависит от его (проекта) кадрового сопровождения!

Государственная академия профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов инвестиционной сферы – первое в России среди подведомственных Министерству образования и науки Российской Федерации Федеральное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования.

Сфера деятельности Академии – профессиональная переподготовка, повышение квалификации, послевузовское образование, наука и направления ее коммерциализации.

Образовательные услуги Академии пользуются большим спросом. Ежегодно в Академии проходят обучение около 25000 специалистов различных отраслей народного хозяйства, обучающихся по более чем 150 программам дополнительного профессионального образования. Почти половина из числа обучающихся – это инженерный корпус отраслей строительства, коммунального хозяйства и жилищной сферы.

С переходом строителей, изыскателей и проектировщиков на условия саморегулирования еще более возросла потребность в образовательных услугах Академии по направлениям, определенным 624 приказом Министерства регионального развития Российской Федерации.

В этой связи Академия заключила долгосрочные договоры на корпоративное обучение со многими ведущими в России предприятиями и организациями строительного профиля, среди которых такие, как Атомстрой, Спецстрой, РЖД, Газпром, Норильский никель и др.

Немаловажным фактором в развитии Академии является сложившееся в учебном процессе соотношение категорий «цена» и «качество», что позволило установить цену обучения ниже, чем по аналогичным программам во многих образовательных учреждениях. На наш взгляд, такой подход позволяет сделать дополнительное профессиональное образование доступным и ориентированным на аудиторию строительного комплекса.

В рамках послевузовского профессионального образования в очной аспирантуре Академии по специальности 08.00.05 «Управление народным хозяйством (управление инновациями)» проходят обучение 132 аспиранта. По различным направлениям инновационной и инвестиционной деятельности ежегодно защищается около 35 работ в диссертационном совете Академии.

Научные исследования Академии осуществляются в рамках ведущих научных школ по направлениям: «Управление социально-экономическими системами, инновационная и инвестиционная деятельность» и «Организация и технология строительного производства».

Многие результаты исследований получили реализацию через производственные лаборатории Академии, некоторые из которых являются уникальными по оснащенности и востребованности (лаборатория энергосберегающих технологий, лаборатория ЦМИПКС-испытание и др.)

Академия издает три журнала, включенных в перечень рекомендованных ВАК РФ для публикаций научных результатов диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора наук: научный производственно-экономический журнал «Экономика строительства», научно-практический межотраслевой журнал «Интеграл», научно-аналитический журнал «Инновации и инвестиции».

За длительный период своей деятельности в Академии сформирован уникальный научно-педагогический коллектив, включающий свыше 50 докторов наук, Лауреатов государственных премий, Заслуженных деятелей науки РФ, Заслуженных строителей РФ.

Всем этим, очевидно, и определяется основная востребованность Академии на рынке образовательных услуг.

Вместе с тем, есть и проблемы, на решении которых, на наш взгляд, необходимо сконцентрировать внимание всего инженерного сообщества.

1. Требования к образовательным программам дополнительного профессионального образования. Сегодня эти требования формируются на основе образовательных стандартов высшего профессионального образования и очень часто не совпадают с требованиями Заказчика.

А должны эти требования строиться на основе НОВОЙ СИСТЕМЫ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ, на основе разработанных национальных стандартов и сводов правил, которые в большинстве своем сегодня еще отсутствуют.

2.  В существующей системе вакуума технического регулирования, как, впрочем, и в дальнейшем, необходимо обеспечить достаточное учебно-методическое сопровождение образовательного процесса, которое должно регулироваться работодателями и отраслевыми министерствами. Речь идет о грифе допуска к использованию учебного материала для обучения кадров.

3.  Считаем, необходимо ввести в практику персональные электронные карточки инженера (специалиста), в которых должна содержаться вся персональная информация, включая данные о повышении квалификации. С помощью электронных карточек, во-первых, значительно легче будет запустить процедуру аттестации кадров, и, во-вторых, появится реальная возможность наладить учет фактического наличия инженерных кадров. Сегодня такой статистики нет.

Мы попытались определить потребность регионов в строительных кадрах для выполнения Федеральной целевой программы «Жилище» и сопоставить эту потребность с фактическим их наличием. И столкнулись с проблемой определения: сколько строителей, какой профессии, какого уровня квалификации? Единой статистической базы у нас нет!

4. Единый квалификационный справочник должностей руководителей и специалистов предусматривает обязательное повышение квалификации в размере не менее 72 часов один раз в пять лет. На наш взгляд, это недостаточно.  Указанные нормы разрабатывались в прошлом веке. Темпы инновационного развития технологий, материалов другие.

Сегодня профбухгалтеры, аудиторы и многие специалисты проходят обязательное повышение квалификации в объеме 40-часовой программы ежегодно.

Преимущество такого подхода в меньшей продолжительности обучения и рационализации частоты циклов, что позволяет держать инженера (специалиста) в профессиональном тонусе.

Это и ответ на вопрос, поставленный в проекте резолюции съезда инженеров России: почему в стране остаются невостребованными многие фундаментальные достижения и изобретения? Да потому, что об этих достижениях и изобретениях просто не знают. И по этому поводу самое главное!

5.   В проекте резолюции съезда инженеров России сказано о высшем профессиональном образовании, о среднем профессиональном образовании, но ничего о дополнительном профессиональном образовании.

Дополнительное профессиональное образование является важнейшей составляющей проекта «Образование через всю жизнь». Высшее образование – это пять лет в возрасте от 18 до 22 лет. А потом что?

Необходимо приложить все усилия, чтобы сформировавшуюся за многие годы систему дополнительного профессионального образования сохранить и развивать. А попытки развала этой системы предпринимаются и довольно активно! Инженерное сообщество, на наш взгляд, должно высказать свою позицию по этому поводу.