• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Публикации в СМИ

Подготовка кадров для ЖКХ на современном этапе

Всем известна ситуация в жилищно-коммунальном комплексе на настоящий момент: значительный износ коммунальных сетей, отсутствие в течение длительного времени должного проведения плановых ремонтных работ и финансирования реконструкции и модернизации этих систем, растущая нагрузка на них. При сохранении таких тенденций и отсутствии принципиальных, базовых изменений к лучшему, под угрозой может оказаться способность жилого фонда выполнять свои основные функции обеспечения нашего населения достойными жизненными условиями. Ситуацию усугубляет катастрофическая нехватка профессионального, подготовленного штата обслуживающего системы ЖКХ. В подготовке кадров для этой области сплелись проблемы непосредственно ЖКХ и российского образования.

Сегодня в жилищно-коммунальном хозяйстве только меньше 10% людей имеют высшее образование, около 80% руководящего состава имеют непрофильное образование и ни разу не проходили профессиональную переподготовку, также существует огромная текучесть кадров в отрасли – около 50%.

С учетом демографического спада и того, что укомплектованность персонала в сфере ЖКХ составляет не более 60%, потребность в специалистах всех уровней в этой сфере будет только расти, а растущая недоукомплектация кадрами вообще может привести к невозможности жилищно-коммунального обслуживания значительной части населения. Кроме того, повышаются требования к качеству подготовки этих специалистов.

Потребность в повышении качества подготовки и переподготовки кадров для сферы ЖКХ также обусловливается модернизацией жилищно-коммунального комплекса за счет уже происходящего введения инновационных энерго-ресурсосберегающих технологий материалов в строительстве, ремонте и обслуживании жилищного фонда, освоение которых требует новых подходов в образовании и передаче знаний.

Вопрос кадрового обеспечения жилищно-коммунального хозяйства следует решать обеспечивая взаимосвязь и слаженную работу следующих систем:

- система профессиональных стандартов и квалификационных требований должностей руководителей и специалистов сферы жилищно-коммунального хозяйства и система государственных образовательных стандартов, основанная на системе профстандартов;

- система непрерывного профессионального образования;

- система аттестации и сертификации кадров;

- система мониторинга, анализа и регулирования кадрового обеспечения.

Скоординированная работа этих систем, функционирование каждой из которых является необходимым условием работы системы в целом, может обеспечить высокое качество подготовки кадров в постоянно меняющихся рыночных условиях.

В настоящее время разрабатывается система профессиональных стандартов и квалификационных требований (должностная компетентностная модель). Эти профессиональные стандарты послужат основой для разработки образовательных стандартов.

Система непрерывного профессионального образования предусматривает соблюдение таких принципов как непрерывность и системность – это основа подготовки и переподготовки кадров во всех сферах экономики. Схема выглядит так - начальное профессиональное образование (НПО) в профессиональном училище или лицее, среднее профессиональное образование (СПО), высшее образование (ВПО), послевузовское (аспирантура, докторантура) и дополнительное профессиональное образование (ДПО).

Рисунок

Обозначим основные проблемы в кадровом вопросе жилищно-коммунального комплекса и причины возникшей в настоящее время ситуации.

1.                 На сегодняшний день Федеральные Образовательные Стандарты (ФГОС) в области подготовки кадров для ЖКХ не соответствуют критериям непрерывности и системности. Подготовка по целому ряду специальностей для отрасли ЖКХ осуществляется не на всех возможных образовательных уровнях. Ряд профессий, разработанных ФГОС для НПО, не находят своего последующего развития на уровне СПО, ВПО и ДПО.

2.                 До настоящего времени нет комплексной и целенаправленной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для сферы ЖКХ. Самостоятельное направление подготовки высшего профессионального образования для специалистов ЖКХ не существует на данный момент, существуют смежные специальности и направления подготовки специалистов, которые в той или иной степени могут решить какие-то отдельные задачи в функционировании и реформировании ЖКХ. При этом следует понимать, что образовательные направления, связанные с функционированием ЖКХ и городского хозяйства, не соответствуют технической и технологической составляющим сферы ЖКХ.

3.                 Отсутствует широкий доступ к получению образования по специальностям и направлениям, связанным с ЖКХ и городским хозяйством. Образовательных учреждений осуществляющих подготовку специалистов для ЖКХ на постоянной основе явно недостаточное количество на всех уровнях.

4.                 Не созданы условия для формирования кадрового резерва в условиях реформирования ЖКК.

То есть уровень образования специалистов системы кадрового обеспечения сферы жилищно-коммунального хозяйства не имеет своей базой преемственность разноуровневых и разновидовых учебных программ и на данном этапе не отвечает требованиям, предъявляемым обществом.

Сегодняшняя ситуация требует безотлагательного и четкого действия на всех уровнях. Необходимо создавать самостоятельные направления подготовки высшего профессионального образования в области ЖКХ, обеспечивать непрерывность и системность образования на всех уровнях, решать проблему глобально. В любом случае это займет не один год. В то же время необходимо поднимать уровень компетентности и профессиональной грамотности работников, специалистов и руководителей сферы ЖКХ прямо сейчас.

Система дополнительного профессионального образования (ДПО), как имеющая меньшую степень инерции, может рассматриваться в качестве системы оперативного обеспечения решения задач подготовки кадров, а система профессиональной переподготовки и повышения квалификации может осуществлять функцию «опережающей» подготовки кадров и их адаптации к быстро меняющимся условиям деятельности. Сейчас именно переподготовка кадров и повышение квалификации сотрудников ЖКХ и городского хозяйства в целом должны стать залогом успешной реформы ЖКХ и обеспечить способность отрасли выполнять свою задачу до формирования устойчивых структур и институтов кадрового обеспечения, а в дальнейшем обеспечивать гибкость и инновационность кадрового обеспечения отрасли.

Центром инноваций в городском хозяйстве ИДПО ГАСИС НИУ «Высшая школа экономики» в настоящий момент разработаны и успешно реализуются программы дополнительного профессионального образования для руководителей и специалистов жилищно-коммунального комплекса (профессиональная переподготовка и повышение квалификации) по направлениям: «Эксплуатация зданий и сооружений», «Водоснабжение и водоотведение», «Теплогазоснабжение и вентиляция», а также «Экономика и управление в ЖКХ» и др. Обучение проводится как в очно-дистанционной форме, так и полностью дистанционно с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ), таких как видеолекции, практикумы, вебинары, видеоконференции, круглые столы в on-line режиме и др., что учитывает современные требования как организаций, так и непосредственно тех, кто проходит обучение.

Так как на сегодняшний день вопрос с кадрами стоит очень остро и необходимо в краткие сроки обучить и аттестовать большое количество сотрудников использование современных информационных технологий при осуществлении образовательного процесса является важнейшим направлением повышения качества образовательных услуг. Современные дистанционные образовательные технологии обладают всеми необходимыми характеристиками для обеспечения качественного образовательного процесса и аттестации. При наличии единого учебно-методического центра в масштабах страны возможно обеспечить высокое качество образовательного материала и обучение лучшими специалистами в своей области, при доступности для всех, кому это необходимо. При определенных оговорках, этот способ на данный момент должен стать основным при обеспечении доступности качественных знаний.

Одним из важных направлений повышения качества образования является внедрение системы менеджмента качества образования.  Если оцениватькачество с позиций работодателя, где объектом оценивания являлись бы профессиональные качества конкретного специалиста, то оценка не может быть осуществлена в рамках существующей системы аккредитации образовательных учреждений, где данный специалист получил свое профессиональное образование, какие бы новые показатели не включались в эту систему. Решение этого вопроса лежит в плоскости информационной открытости, наличия каналов обратной связи и, самое главное, в возможности и желания образовательной системы удовлетворить изменяющиеся запросы кадровой сферы ЖКХ. И здесь первой реагирует система ДПО. А наличие единого учебно-методического центра призвано обеспечить качество информации. Также важно обеспечить контроль аттестации по итогам обучения по наиболее востребованным программам, что позволит ограничить действия недобросовестных провайдеров образовательных услуг. Что касается нишевых программ, то здесь вопрос с качеством должен решить рынок и корпоративные модели обучения.

Одним из документов, направленных на решение вопросов образования в сфере ЖКХ является Распоряжение Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2013 г. N 2077-р по утверждению плана мероприятий по подготовке, профессиональной переподготовке и повышению квалификации кадров органов исполнительной власти субъек­тов РФ, органов местного самоуправления и организаций жилищно-коммунального комплекса на 2013-2015 гг., но оно не охватывает всего комплекса проблем, решая только вопросы в ближайшей перспективе.

В итоге отметим, что на сегодняшний момент для успешного решения проблем в кадровой сфере ЖКХ прежде всего необходимы единая концепция решения вопроса, единый координационный учебно-методический центр. Этот центр должен осуществлять работы (координацию работ) по разработке реестра профессиональных стандартов и разработке образовательных стандартов, требований к обучающим организациям, действующим обучающим программам, сертификации обучающих программ. Усилия и деньги, которые сейчас брошены на формирование профессиональных и образовательных стандартов, подготовку специалистов для сферы ЖКХ могут не принести ожидаемых результатов, если не будет скоординирована работа всех элементов обеспечения системы ЖКХ кадрами и в первую очередь вопросов образования.