«Вышка школам»: на проектной сессии ВШЭ обсудили актуальные вопросы общего образования
26 апреля 2025 года в Высшей школе экономики состоялась проектная сессия «Вышка школам», собравшая более 90 педагогов и администраторов образовательных учреждений из более чем 20 регионов России. На мероприятии подразделения университета представили 20 проектов для школ и свыше 150 идей для дальнейшего развития образовательных инициатив.
Основной задачей проектной сессии стало создание площадки для обмена опытом и разработки новых совместных проектов при поддержке НИУ ВШЭ. Участники познакомились не только с исследованиями и проектами в области среднего образования, но и с успешными практиками, внедренными в учреждениях Университетского образовательного округа — сети партнерских школ, которые в сотрудничестве с вузом обеспечивают своим выпускникам высокий уровень образовательных результатов и ориентируют их на поступление в современные университеты, в том числе в Высшую школу экономики.
Открытие проектной сессии прошло в формате пленарного заседания. Ирина Резанова, директор Центра взаимодействия с регионами, представила итоги работы Университетского образовательного округа за прошлый учебный год. Константин Серегин, заведующий Лабораторией управления школой, познакомил участников с результатами исследования о предуниверсариях ведущих вузов России. Антон Заграничный, научный сотрудник Лаборатории инноваций в образовании, рассказал о ключевых трендах в школьном образовании в 2025 году. Оксана Кононенко, директор Центра целевой профориентации, проинформировала о возможностях целевого обучения в НИУ ВШЭ.
Также представители партнерских школ поделились своим опытом реализации таких успешных проектов, как персонализированное обучение, интеграция искусственного интеллекта в образовательный процесс, работа школы как ресурсного центра и запуск школьного IT-инкубатора.

После заседания участники смогли познакомиться с проектами подразделений университета, о чем подробнее рассказывает Ирина Резанова: «Выставка проектов была организована в формате “Образовательной песочницы”. Каждому участнику мы предоставили индивидуальный маршрутный лист для посещения пяти стендов, конкретный набор которых зависел от заранее указанных им интересов. На стендах можно было находиться не более 15 минут. Мы ввели такое ограничение специально, чтобы участники могли уделить внимание каждому из проектов и получить максимум пользы в этот день». В «Образовательной песочнице» было представлено 20 проектов от довузовского блока университета (Центр взаимодействия с регионами, факультет довузовской подготовки, Лицей НИУ ВШЭ) и образовательных подразделений (Институт образования, факультет географии и геоинформационных технологий, факультет гуманитарных наук, Школа иностранных языков, факультет компьютерных наук, факультет мировой экономики и мировой политики, факультет социальных наук, факультет экономических наук, факультета креативных индустрий).
На следующем этапе были организованы четыре параллельных мастер-класса, нацеленных на развитие педагогических и управленческих навыков (три из них представил Институт образования НИУ ВШЭ). Ирина Абанкина, заслуженный профессор, провела встречу на тему «Современное управление образовательной организацией: экономика образовательных программ», на которой был представлен подход к оценке эффективности деятельности школы и муниципалитета на основе индикативного метода.
На воркшопе «Концепт-школа: практикум по моделированию школ в различных контекстах» Наталья Исаева, академический руководитель магистерской программы «Управление образованием», и Константин Серегин, заведующий Лабораторией управления школой, познакомили посетителей проектной сессии с рамкой описания модели школы, которую можно использовать при анализе и «упаковке» своего опыта или проектировании концепции. Участники обсудили, какие внешкольные факторы и особенности контекста значимо связаны с уникальностью школы, как управленческие усилия и фокус внимания отражаются в модели школы и чем на самом деле управляют директор и административная команда.
Дарья Томасова, научный сотрудник Лаборатории инноваций в образовании, на мастер-классе «Путь инноватора в образовании» представила различные площадки поддержки образовательных инноваций: конкурсы, грантовые фонды, акселерационные площадки и инкубационные программы, кейс-чемпионаты и региональные программы развития инноваций.
С темой «Система методического сопровождения, внутришкольной аттестации и повышения квалификации учителей иностранных языков на основе современных трендов образования: опыт проектирования и реализации в школах с углубленным изучением английского языка» выступила Александра Гоза, преподаватель курсов повышения квалификации для учителей английского языка. Она поделилась опытом и результатами методического сопровождения школ для уровней НОО, ООО и СОО, нацеленными на повышение качества преподавания и подготовленности учащихся по иностранному языку. Слушатели узнали об этапах совершенствования и трансформации ряда школьных процессов и процедур с учетом современных трендов образования.
В заключительной части проектной сессии состоялись встречи по форматам сотрудничества для партнерских и базовых школ, а также школ Распределенного лицея НИУ ВШЭ, где были представлены аналитические данные по работе проектов. Участники обсудили задачи на будущее и возможности сетевого взаимодействия в условиях меняющейся реальности. Представители организаций из Самары и Череповца поделились своим опытом работы в коллаборации с НИУ ВШЭ, а именно особенностями развития профессиональной педагогической команды, системным подходом к интегрированному обучению и многопрофильным обучением в малых группах. На секции для базовых школ также обсудили создание эффективной модели сетевого взаимодействия организаторов конкурса «Высший пилотаж — Регион», его развитие от интеллектуального состязания к образовательной среде, повышение качества работ конкурсантов при сопровождении студентов НИУ ВШЭ из числа выпускников базовых школ, а также привлечение индустриальных партнеров-трекеров.
Стать партнерской организацией НИУ ВШЭ
Проектная сессия «Вышка школам» стала важным шагом к укреплению сотрудничества между образовательными учреждениями и НИУ ВШЭ, открыв новые горизонты для совместной работы и развития школьного образования в России. После завершения мероприятия все участники получили материалы с презентациями от подразделений и гайдами, а также поделились обратной связью о проектной сессии.
Наталия Хохрякова, школа №1298 «Профиль Куркино», Москва
— В обычной жизни сильно не хватает нетворкинга, активного взаимодействия с большим количеством коллег, поэтому мне нравится выходить за пределы школы. Благодаря этому очному мероприятию я получила новую полезную информацию и контакты — это действительно важный на сегодня ресурс. Дистанционно просто невозможно узнать обо всех существующих проектах.
Татьяна Русских, гимназия №210 «Корифей», Екатеринбург
— Интересное знакомство с проектами в «песочнице». Новые возможности для использования в нашей школе. И конечно, крайне полезные материалы и информация, которую можно передать коллегам.
Ирина Зорина, гимназия №2, Екатеринбург
— Тренды от Вышки: первое — это профориентация, ее качество и уровень, второе — развитие педагогов школы и их тяга к уровню преподавателей Вышки, третье — помощь в повышении конкурентоспособности ученика в мире. Немаловажными вещами являются также создание горизонтальных связей и социальных партнерств, личностный рост и соединение ролей в личности.
Светлана Попова, директор гимназии имени Петра Первого, Москва
— Тенденции будущего в образовании — это индивидуализация и персональные образовательные маршруты. Круто, что в Вышке есть инструменты, помогающие это реализовать. Следовательно, второй пункт — это уход от массовости. В-третьих, надо полностью разобраться, как от исследований перейти к практической части. И последний пункт — разработка исследований и практик по запросу.
Александра Кулешова, школа №2054 Распределенного лицея НИУ ВШЭ, Москва
— Вышка для меня — это рост, открытость и междисциплинарность.
Сергей Селичев, Самарский медико-технический лицей, Самара
— Сотрудничество с Вышкой представляется мне комфортным и открытым. Чувствуется легкость университета на подъем: думаю, если появится идея, то в ответ найдутся инструменты для ее реализации. Также в вузе уже есть широкий спектр предложений сотрудничества на разной основе и варианты взаимодействия. Считаю важным продолжать выстраивать теплый контакт.
Алена Грудницкая, координатор направления довузовской подготовки, Международная гимназия Сколково, Московская область
— Проектная сессия — значимое событие для школьного сообщества, которое помогает не только обменяться опытом, посмотреть на проблемы с другого ракурса, но и найти новые решения. День был насыщенным, продуктивным и интенсивным! Выражаем огромную благодарность за возможность посетить «Вышку школам»!
Сергей Баринов, заведующий Лабораторией современной школьной географии и краеведения, ВШЭ, Москва
— Участники проектной сессии демонстрировали высокий уровень вовлеченности и интереса к проектам Вышки: от многих коллег звучал запрос на методическую поддержку собственных проектов, реализуемых в их школах. Большой удачей была возможность для преподавателей и администрации разных школ услышать друг друга в рамках смешанных групп при работе на станциях.
Вам также может быть интересно:
Ученые НИУ ВШЭ исследуют изменения финансовой архитектуры российских компаний с 2022 года
В издательстве НИУ ВШЭ вышла книга «Российские корпорации на пути к антихрупкости. Финансовая архитектура компаний» под редакцией Ирины Ивашковской, ординарного профессора, руководителя Школы финансов НИУ ВШЭ, Ярослава Кузьминова, научного руководителя НИУ ВШЭ, Ровшана Алиева, президента «Экосистемы МТС». В ней собраны результаты второго этапа масштабного исследования процессов адаптации российского бизнеса к шоковым изменениям, вызванным санкционными ограничениями, и новых практик российских корпораций.
Человекоцентричность в здравоохранении: новая модель управления персоналом в медицинских организациях
Лаборатория человекоцентричности и лидерских практик (Лаборатория ЧИЛ) НИУ ВШЭ реализует прикладные научно-исследовательские проекты, призванные сделать систему здравоохранения человекоцентричнее. Один из них, проект «Формирование человекоцентричной модели управления в организациях сферы здравоохранения», направлен на внедрение человекоцентричной модели управления персоналом в медицинских организациях.
Онлайн-кампус НИУ ВШЭ стал лауреатом премии «AI Олимп»
«AI Олимп» оценивает разработки в области искусственного интеллекта и является продолжением проекта Digital Leaders, который более 10 лет освещает лучшие достижения в области цифровизации, онлайн-сервисов и диджитал-решений.Онлайн-кампус НИУ ВШЭ стал победителем номинации «Платформа года» в категории «Персонализированные обучающие платформы». Среди лауреатов премии — Сбер, «Гемотэк», RuStore, «Норникель», «Авито» и другие крупные компании.
Ученые ВШЭ рассказали, как определить важные для речевой функции области мозга при операциях
Сотрудники Центра языка и мозга НИУ ВШЭ провели школу по трактографии — методу, который позволяет «увидеть» важнейшие связи в мозге и помогает хирургам избежать повреждений критически важных для речевой функции областей во время операции. Участниками курса стали нейрохирурги и радиологи из Москвы и других регионов страны, интересующиеся методами предоперационного картирования речи.
Онлайн-кампус ВШЭ запускает образовательный портал для повышения технологической грамотности россиян
Онлайн-кампус Высшей школы экономики открывает портал «Вышка.Тех» для специалистов, желающих научиться органично интегрировать передовые технологии в рабочие процессы. Функционал сайта объединяет в себе экспертизу академического сообщества и представителей рынка, обеспечивает пользователей практико-ориентированными материалами от ведущего вуза страны.
Рейтинг вузов Forbes: у НИУ ВШЭ — лучшая репутация среди работодателей
22 мая Forbes Education представил обновленный рейтинг 100 лучших университетов России на 2025 год. Высшая школа экономики сохранила 2-е место, зарекомендовав себя как университет с самым высоким уровнем репутации среди работодателей. В топ-20 вошли 12 московских вузов, три университета из Санкт-Петербурга, два — из Татарстана и по одному учебному заведению из Свердловской, Новосибирской и Томской областей.
Ученые разработали эффективные лазеры размером с пылинку
Исследователи НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге нашли способ создать эффективные микролазеры диаметром всего 5–8 микрометров. Они работают при комнатной температуре, не требуют охлаждения и могут встраиваться в микросхемы. Ученые использовали эффект шепчущей галереи для удержания света и буферные слои для снижения утечек энергии и напряжений. Подход перспективен для интеграции лазеров в чипы, сенсоры и квантовые технологии. Исследование опубликовано в «Письмах в Журнал технической физики».
НИУ ВШЭ и Сычуаньский университет подписали соглашение о сотрудничестве
20 мая НИУ ВШЭ с официальным визитом посетила делегация Сычуаньского университета во главе с ректором господином Ван Цзиньсун. В ходе встречи было заключено соглашение о сотрудничестве между вузами.
Интерактивные занятия, тематические квизы, новые партнерства: делегация Вышки в Монголии
Представители Высшей школы экономики побывали в столице Монголии Улан-Баторе. Визит был посвящен развитию сотрудничества в сфере образования и науки, а также знакомству монгольских школьников и студентов с возможностями обучения в одном из ведущих университетов России.
Первый цифровой тест для оценки навыков чтения у взрослых доступен на RuStore
Центр языка и мозга НИУ ВШЭ разработал первый стандартизированный инструмент для оценки навыков чтения на русском языке у взрослых — тест «ЛексиМетр-В». Теперь он доступен в цифровом формате на платформе RuStore. Это приложение позволяет быстро и эффективно диагностировать нарушения чтения, включая дислексию, у людей в возрасте от 18 лет и старше.