Исследователи обнаружили связь между билингвизмом и когнитивной эффективностью

Международная команда исследователей при участии ученых из НИУ ВШЭ выяснила, что знание иностранного языка позволяет улучшить работу памяти и повысить автоматизм при решении сложных задач. Чем выше уровень владения языком, тем сильнее проявляется эффект. Результаты опубликованы в журнале Brain and Cognition.
Когнитивная эффективность — это способность оптимально использовать умственные ресурсы при обучении или решении различных задач. Она включает в себя такие процессы, как внимание, память, речь, способность переключаться между задачами. По данным исследований, владение двумя или более языками повышает когнитивную эффективность благодаря необходимости постоянно переключаться между несколькими языковыми системами, не смешивая их.
Исследователи из России, Норвегии и Италии при участии ученых из Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ изучили проявления когнитивной эффективности у билингвов. Они провели эксперимент с участием 45 русскоязычных билингвов в возрасте от 18 до 34 лет, изучающих английский. Испытуемые выполняли серию тестов с задачей n-back (n-назад). Это серия заданий в виде компьютерной игры, которые направлены на тренировку рабочей памяти и интеллекта: игроки должны отслеживать последовательность стимулов и определять, когда текущий стимул совпадает с тем, что был n шагов назад. У задачи несколько уровней сложности — от 0 до 3 в зависимости от того, сколько шагов назад был предъявлен стимул. В данном случае в эксперименте в качестве стимулов использовались русские согласные: Б, Г, Ж, К, Л, M, П, Ф, Ч, Ш. Результаты оценивались по точности, времени реакции и соотношению скорости/точности.
Оказалось, что участники с более высоким уровнем владения английским языком как вторым демонстрировали меньший спад в точности и скорости при выполнении заданий высокой сложности. При этом при решении более простых задач (n-back от 0 до 2) различий выявлено не было.
Федерико Галло
«Когнитивная эффективность — это способность делать много, а тратить мало. Но чтобы ее оценить, нужно не просто смотреть на соотношение выполненных задач и потраченных ресурсов. Важно варьировать сложность заданий и смотреть, как мозг справляется с нагрузкой, — комментирует один из авторов исследования, научный сотрудник Центра исследований интеллекта и когнитивного благополучия НИУ ВШЭ Федерико Галло. — В ходе эксперимента мы увидели, что билингвы сохраняют высокую производительность рабочей памяти — как по скорости, так и по точности — даже при повышенной сложности заданий, что является признаком когнитивной эффективности».
Ученые отмечают, что сила положительного эффекта билингвизма возрастала при повышении когнитивной нагрузки. «Это можно объяснить тем, что в исследовании участвовали молодые взрослые — их когнитивные способности естественно высоки в силу возраста. Поэтому при выполнении более простых задач у билингвизма не было возможности проявить свои эффекты, дополнительные ресурсы мозгу не требовались. Зато при повышении нагрузки мы увидели иную картину», — говорит Галло.
Также у более опытных билингвов проявлялись отличительные траектории компромисса между скоростью и точностью (speed/accuracy tradeoff) в зависимости от сложности задачи. У тех, кто хуже владел вторым языком, компромисс смещался в пользу точности на 1-м и 2-м уровне (когда надо запомнить, что было 1 или 2 шага назад) и возвращался в пользу скорости на 3-м уровне (когда участники вспоминали, что было 3 шага назад). У более продвинутых билингвов смещение в пользу точности происходило лишь на уровне 2-назад и сохранялось на 3-назад. Это говорит о большей автоматизации процессов рабочей памяти у опытных билингвов.
Исследователи также подчеркивают, что возраст начала изучения языка и частота его использования почти не повлияли на результаты эксперимента. Значимым фактором оказался именно уровень владения вторым языком.
«Наше исследование доказало, что изучение иностранных языков улучшает когнитивные способности. При этом необязательно жить в языковой среде: все испытуемые проживали в России и использовали английский в зависимости от своих личных, профессиональных и академических потребностей. Время начала освоения языка также оказалось несущественным фактором: положительные эффекты могут возникать и при изучении иностранных языков в более зрелом возрасте. Это делает билингвизм потенциально важным инструментом когнитивной тренировки на протяжении всей жизни», — комментирует Федерико Галло.
Вам также может быть интересно:
ВШЭ ищет новые идеи для ИИ-агентов: стартовал конкурс инициатив
Высшая школа экономики приглашает исследователей и преподавателей представить концепции новых цифровых продуктов на базе искусственного интеллекта. Лучшие проекты получат экспертную и технологическую поддержку. Заявки принимаются до 19 декабря.
В Вышке создан Институт робототехнических систем
Решение об этом принял Ученый совет НИУ ВШЭ. У нового института будет мощная фундаментальная база, он будет сотрудничать с другими профильными подразделениями, вовлекать студентов и аспирантов в исследования и разработки. К каким практическим результатам приведет работа института и как планируется организовать взаимодействие с его индустриальным партнером, «Вышке.Главное» рассказал первый проректор НИУ ВШЭ, директор Института статистических исследований и экономики знаний Леонид Гохберг.
Подведены итоги Конкурса инноваций в образовании — 2025
22 ноября в конгресс-холле Альфа-Банка состоялась церемония награждения финалистов, победителей в номинациях и абсолютного победителя Конкурса инноваций в образовании (КИвО-2025). Он проводится 12-й раз, и сегодня это хорошо известный в образовательном сообществе флагманский проект Высшей школы экономики, объединяющий формальное образование, EdTech и частные инициативы.
От импортозамещения к прорыву: как Россия движется к технологическому суверенитету
Доля импорта в затратах на производство и реализацию продукции в России сократилась почти в два раза с 2021 по 2024 год. Об этом свидетельствуют данные исследования НИУ ВШЭ, представленные на круглом столе, посвященном технологическому суверенитету. Эксперты также обсудили, как перейти от импортозамещения в промышленности к прорыву на глобальных рынках. Мероприятие прошло в рамках Дискуссионного экспертного форума НИУ ВШЭ.
Вышка Онлайн представила документальный фильм о влиянии ИИ на нашу жизнь
27 ноября на всех онлайн-площадках Вышки Онлайн состоялась премьера документального фильма «После промпта» от онлайн-кампуса НИУ ВШЭ. Его авторы исследуют, как искусственный интеллект меняет работу, карьерные траектории и профессиональное развитие специалистов. Это первый видеопроект, полностью реализованный командой онлайн-кампуса НИУ ВШЭ совместно с приглашенным режиссером Ольгой Науменко.
«Показать науку через игру»: в Вышке состоялся фестиваль «Республика ученых»
В середине ноября в атриуме корпуса университета на Покровском бульваре при поддержке Центра академического развития студентов прошел Фестиваль науки НИУ ВШЭ «Республика ученых». Событие помогло студентам познакомиться с различными объединениями исследователей Вышки. В этом году в празднике приняли участие Центр научной интеграции и Центр академического письма, а также студенческие организации, которые представили свою деятельность через интерактивные форматы.
В Национальном форуме ДПО приняли участие свыше 3 тысяч человек
В Высшей школе экономики 20–21 ноября состоялся Национальный форум ДПО. В его работе приняли участие представители вузов, государства, бизнеса, ведущие эксперты в сфере образования и HR. Мероприятия, проходившие в комплексе НИУ ВШЭ в Москве на Покровском бульваре, посетили более 800 человек, а общее число офлайн- и онлайн–участников превысило 3 тысячи.
Ученые обнаружили один из самых долгих случаев ковида
Международная группа исследователей при участии ученых из НИУ ВШЭ изучила необычный образец вируса SARS-CoV-2 у ВИЧ-положительной пациентки. Генетический анализ позволил выявить множественные мутации и установить, что вирус эволюционировал в организме на протяжении 2 лет. Это подтверждает теорию о том, что вирус способен годами оставаться в организме отдельных людей, постепенно накапливать мутации и затем выплескиваться в популяцию. Результаты опубликованы в журнале Frontiers in Cellular and Infection Microbiology.
Восьмой международный онлайн-семинар U4U объединил экспертов из 14 стран
Онлайн-кампус НИУ ВШЭ провел двухдневный международный семинар U4U (Universities for Universities), который традиционно служит площадкой для обмена опытом между университетами в области онлайн-обучения. В этом году событие вышло на глобальный уровень и расширило географию. К обсуждению ключевых вызовов и стратегий развития онлайн-образования присоединились международные эксперты и представители университетов со всего мира. Встреча состоялась в онлайн-формате в середине ноября.
Технологический прорыв: исследования Института ИИ и цифровых наук отмечены на AI Journey 2025
Ученые Института искусственного интеллекта и цифровых наук факультета компьютерных наук ВШЭ в рамках Международной конференции AI Journey 2025 представили передовые ИИ-исследования с высоким уровнем научной новизны и практической применимости. Научное решение заведующего Научно-учебной лабораторией матричных и тензорных методов в машинном обучении Максима Рахубы получило премию «Лидеры ИИ — 2025». Заведующий Центром глубинного обучения и байесовских методов Айбек Аланов — среди финалистов премии.


