Аутизм как глобальная задача: в Вышке встретились эксперты из 15 стран
Расстройства аутистического спектра (РАС) — вызов не только для медицины, но и для образования, социальной политики и технологий. Ученые, врачи, педагоги и представители власти на конференции «Аутизм. Вызовы и решения» обсуждают, как наука и практика могут помочь таким людям. Впервые мероприятие проходит в Высшей школе экономики.
В Центре культур НИУ ВШЭ стартовала XIII Международная научно-практическая конференция «Аутизм. Вызовы и решения». Мероприятие, которое будет проходить с 12 по 14 сентября, собрало ведущих экспертов из России, США, Аргентины, Индии, Израиля, Бразилии, ОАЭ и других стран.
Конференция впервые проходит на площадке ВШЭ, подчеркнула президент Центра проблем аутизма и модератор пленарной сессии Екатерина Мень: «Мы начинаем разговор о проблемах аутизма прямо и открыто. Для нас большая честь провести эту конференцию в стенах одного из ведущих университетов мира, где уже ведется обширная работа, напрямую связанная с проблемами аутизма».
Проректор ВШЭ, старший директор по фундаментальным исследованиям Александр Балышев отметил, что событие возвращается в Москву в очном формате после нескольких лет перерыва и приобретает особую значимость.

«Аутизм воспринимается как комплексное состояние, требующее междисциплинарного подхода — от психологии и педагогики до генетики. Вышка объединяет фундаментальные исследования в области нейронаук и активно внедряет их в клиническую практику», — подчеркнул он.
При этом проректор особо отметил роль Центра языка и мозга, Института когнитивных нейронаук и других подразделений НИУ ВШЭ, которые разрабатывают тесты и приложения для врачей, педагогов и родителей. «Огромный вклад в эту работу вносят родители детей с аутизмом, и их голос также должен быть услышан», — сказал он.

Директор Центра языка и мозга НИУ ВШЭ Ольга Драгой сосредоточилась на исследовании речевых нарушений при аутизме. «Язык и речь — отличительная особенность человека. Когда ребенок не имеет возможности полноценно коммуницировать, многие дорожки развития оказываются перекрыты. Мы хотим понять, при каких условиях возникают речевые нарушения и как помочь ребенку адаптироваться», — отметила она.
О важности клинико-технологического сотрудничества говорил и генеральный директор НМХЦ им. Пирогова Олег Карпов. Он рассказал о совместных проектах с ВШЭ и об уникальных нейрохирургических операциях с пробуждением пациента. «Это один из примеров того, как мультидисциплинарный подход — медицинский, педагогический, социальный — позволяет искать эффективные решения для поддержки людей с аутизмом», — считает он.
Конференция также стала площадкой для диалога с представителями власти. Заместитель директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России Юлия Сачко напомнила, что в 2013 году категория обучающихся с РАС впервые была закреплена в законе, а в 2023 году появились федеральные адаптированные образовательные программы. «Сегодня мы находимся не в начале пути, но и не в середине. Важно, чтобы ребенок с РАС получал качественное и преемственное образование, а инклюзия не оставалась на бумаге», — подчеркнула она.
Начальник отдела психического здоровья Минздрава РФ Георгий Губанов отметил, что с каждым годом проблема аутизма становится все более масштабной. «Мы можем поставить диагноз, но помочь ребенку без педагогов и психологов невозможно. Поэтому так важно междисциплинарное сотрудничество», — убежден он.
Заместитель директора Департамента по делам инвалидов Минтруда России Кира Афонина сообщила, что с 2025 года в регионах поэтапно внедряется система комплексной реабилитации. «Впервые утверждены стандарты для взрослых и детей с РАС. Внедрение должно завершиться к 2030 году, и здесь ключевую роль играют квалифицированные кадры», — отметила она.
Особый акцент был сделан на обмене практиками. Мери Баруа (Merry Barua), сооснователь Национального центра по борьбе с аутизмом (Индия), рассказала, как в последние десятилетия подходы к поддержке людей с РАС изменились, и поделилась опытом своего центра. «Мы поняли, что не должны заставлять людей с аутизмом становиться нормотипичными. Нужно научиться понимать их язык и адаптировать рабочие и образовательные пространства под их потребности», — пояснила она.
Закрывая пленарную часть, Екатерина Мень отметила, что форум — результат усилий большого профессионального и родительского сообщества: «Мы уходим от патерналистской позиции, где специалисты решали все за людей с аутизмом. Сегодня важно слышать самих людей, включая тех, кто не говорит, но имеет право на голос. Конференция — продукт сообщества, и это ее главная сила».
Вам также может быть интересно:
В НИУ ВШЭ пройдет главный форум по теме аутизма в России и СНГ
С 12 по 14 сентября 2025 года в Центре культур НИУ ВШЭ в Москве пройдет XIII Международная научно-практическая конференция «Аутизм. Вызовы и решения». Ежегодно это событие объединяет ведущих российских и зарубежных специалистов, работающих в сфере помощи людям с расстройствами аутистического спектра (РАС). Врачи, педагоги, нейробиологи, поведенческие аналитики, родители и разработчики технологий из России, США, Аргентины, Израиля, Бразилии, Индии, Саудовской Аравии, Гонконга, Эфиопии, ОАЭ и других стран встретятся, чтобы обсудить реальные вызовы и найти практические решения.
Мозг детей с аутизмом иначе слышит мир
Международный коллектив исследователей при участии ученых из Центра языка и мозга НИУ ВШЭ впервые применил в одном эксперименте два метода — магнитоэнцефалографию и морфометрический анализ — для изучения детей с расстройствами аутического спектра. Оказалось, что мозг детей с аутизмом хуже справляется с фильтрацией и пониманием звуков, особенно в той части, которая обычно отвечает за речь. Исследование опубликовано в журнале Cerebral Cortex.
Видеть, ощущать и понимать: ученые ВШЭ изучат механизмы восприятия движений при аутизме
Ученые Центра исследований интеллекта и когнитивного благополучия НИУ ВШЭ выиграли грант РНФ на изучение механизмов зрительного восприятия движений при аутизме. Исследователи разработают экспериментальную парадигму, чтобы выявить взаимосвязь визуального внимания и моторики у людей с расстройствами аутистического спектра. Это позволит объяснить нейрокогнитивные механизмы, лежащие в основе трудностей социального взаимодействия при аутизме, и в дальнейшем найти способы их компенсировать.
Ученые выяснили, как особенности строения мозга связаны с проявлением аутизма у детей
Ученые обнаружили, что структура проводящих путей мозга, трактов, таламуса у детей с аутизмом и у их нейротипичных сверстников заметно различается, хотя функциональных отличий обнаружено не было. Наибольшие изменения выявлены в путях, соединяющих таламус — центр обработки сенсорной информации — с височной долей мозга. Причем чем сильнее были нарушения, тем выраженнее проявлялись аутистические черты у ребенка . Результаты опубликованы в журнале Behavioural Brain Research.
Дети с аутизмом по-другому воспринимают слуховую информацию
Группа ученых при участии исследователей из Центра языка и мозга НИУ ВШЭ проанализировала особенности восприятия слуховой информации у детей с аутизмом. Ученые зафиксировали атипичное поведение альфа-ритмов как при восприятии звуков, так и в состоянии покоя. Это значит, что у таких детей уже на первых этапах работы слуховой коры головного мозга возникают нарушения в обработке звуков. В дальнейшем они могут приводить к проблемам с речью. Результаты работы опубликованы в журнале Brain Structure and Function.