• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Онлайн-кампус ВШЭ запускает образовательный портал для повышения технологической грамотности россиян

Онлайн-кампус ВШЭ запускает образовательный портал для повышения технологической грамотности россиян

© iStock

Онлайн-кампус Высшей школы экономики открывает портал «Вышка.Тех» для специалистов, желающих научиться органично интегрировать передовые технологии в рабочие процессы. Функционал сайта объединяет в себе экспертизу академического сообщества и представителей рынка, обеспечивает пользователей практико-ориентированными материалами от ведущего вуза страны.

На площадке представлены лекции, которые в доступном формате знакомят слушателей с различными аспектами новых технологий. Для этого пользователи получат доступ к статьям, курсам и образовательным программам. Также портал включает в себя карьерный блок с новостями, аналитикой, рекомендациями по профессиональному развитию и кейсами представителей студенческого сообщества.

Аналитики онлайн-кампуса Вышки в рамках разработки портала провели исследование.

Опрос проведен среди 1283 респондентов в возрасте от 18 лет. Исследование проводилось методом онлайн-анкетирования. Вопросы предполагали множественный выбор, указаны наиболее популярные ответы респондентов.

Лишь 24% опрошенных россиян уверенно взаимодействуют с инновационными инструментами, 27% время от времени чувствуют недостаток знаний и навыков в этой области. Остальные 49% считают, что разбираются в технологиях хуже своих знакомых. Чаще всего россияне оценивают собственный уровень владения технологиями на 4 балла (37%) из 5 возможных, «удовлетворительно» ставят себе 28%, а самую низкую оценку — 16%. Только 8% оценили свои знания в этой области на отлично. Среди самых популярных причин, мешающих подтянуть цифровую грамотность, опрошенные назвали недостаток времени (33%) и мотивации (27%), сложность поиска структурной информации и отсутствие единой базы знаний (по 17%).

Говоря о частоте взаимодействия с технологиями, 43% сообщают, что обращаются к ним каждый день, 23% — несколько раз в неделю, а 13% — крайне редко. Их применяют для помощи в обучении и для решения бытовых задач (по 23%), автоматизации рабочих процессов (19%), развлечения (14%). Более половины (55%) считают, что технологическая грамотность необходима для комфортной жизни в современном мире, также каждый второй опрошенный (52%) хотел бы ее повысить.

Юлия Ремезова

«Несмотря на обилие информации о технологиях в свободном доступе, у россиян есть запрос на поиск достоверных, качественных образовательных материалов, с помощью которых они смогут обучиться использованию цифровых инструментов, — говорит Юлия Ремезова, директор по онлайн-обучению НИУ ВШЭ. — Портал “Вышка.Тех” станет базой знаний для всех желающих изучить новые технологии. В современном мире цифровая грамотность — это не просто преимущество, а необходимость, поэтому важно, чтобы у каждого была возможность получить знания в этой области».

В ходе исследования выяснилось, что респонденты знают о применении новых технологий лишь в отдельных сферах, хотя автоматизация и цифровизация активно проникают на разные рынки. Чаще всего участники упоминают безопасность (37%), финансы (21%), развлечения (18%), госуправление и логистику (по 17%), а также развитие городской инфраструктуры (16%). Только каждый шестой считает, что технологии используются во всех отраслях. Меньше всего осведомлены об их применении в агропромышленном комплексе  (3%) и юриспруденции (2%).

Онлайн-кампус НИУ ВШЭ — лидер среди российских вузов по количеству очных онлайн-программ и обучающихся на них студентов. С запуска первой в стране англоязычной онлайн-магистратуры Master of Data Science в 2020 году показатель количества студентов, принятых на 1-й курс, вырос в 12 раз. Сегодня в онлайн-кампусе проходят обучение более 4700 студентов из России и других стран. Почти каждый второй зачисленный на платные места магистратуры в НИУ ВШЭ в 2024 году — онлайн-студент.

Вам также может быть интересно:

Исследователи изучили, как в малых российских университетах заботятся о студентах

Исследователи из Института образования НИУ ВШЭ провели социологическое исследование в четырех малых неселективных университетах и на основе 135 интервью показали, что в таких вузах забота о студентах имеет двойственную природу. Она объединяет искреннюю помощь с постоянным надзором, напоминая родительскую опеку. Это первое детальное описание того, как формальные и неформальные практики заботы переплетаются в постсоветском образовательном контексте. Исследование опубликовано в British Journal of Sociology of Education.

«Наш результат признан не только в рамках защиты проекта, но и на международном уровне»

В этом году на Европейскую конференцию по ИИ (ECAI 2025) была принята статья Multi-Agent Path Finding For Large Agents Is Intractable второкурсника бакалавриата «Прикладная математика и информатика» (ПМИ) факультета компьютерных наук ВШЭ Артема Агафонова. Работа написана в соавторстве с Константином Яковлевым, заведующим базовой кафедрой «Интеллектуальные технологии системного анализа и управления» ФИЦ ИУ РАН, доцентом ФКН. Как возникла идея написать статью и как удалось попасть на конференцию уровня А, Артем Агафонов рассказал в интервью.

Ученые ВШЭ оптимизировали обучение генеративных потоковых нейросетей

Исследователи факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ улучшили метод обучения генеративных потоковых нейросетей для работы с неструктурированными задачами. Это поможет искать новые лекарства эффективнее. Результаты работы были представлены на одной из ведущих конференций по машинному обучению — ICLR 2025. Текст работы доступен в репозитории Arxiv.org.

Ученые смоделировали работу суперконденсатора на уровне отдельных молекул и ионов

Ученые НИУ ВШЭ с помощью моделирования на суперкомпьютере изучили, что происходит с ионами и молекулами растворителя с водой внутри нанопор суперконденсатора. Результаты показали, что даже очень малое количество воды меняет распределение заряда внутри нанопор и влияет на то, сколько энергии может накопить устройство. Такой подход позволяет предсказывать поведение суперконденсаторов при разных составах электролита и условиях влажности. Исследование опубликовано в журнале Electrochimica Acta. Работа выполнена в рамках гранта РНФ.

Студенты и аспиранты НИУ ВШЭ приняли участие в Международной летней школе Пекинского университета

В июле в Пекинском университете проходила ежегодная летняя школа по квантовой молекулярной динамике, которая в этом года перешла на международный уровень. Ее первыми иностранными гостями стали студенты и аспиранты МИЭМ НИУ ВШЭ. У них была обширная образовательная программа, им также удалось посетить лабораторию оптоэлектронных материалов и энергетических приборов.

В НИУ ВШЭ стартовал СТП «Национальный центр социально-экономического и научно-технологического прогнозирования»

Стратегический технологический проект нацелен на создание и внедрение технологий системного анализа и прогнозирования в интересах государства, бизнеса и общества для обеспечения технологического лидерства, суверенитета и безопасности России.

«Человеческое существование без математики сегодня трудно, а завтра будет просто невозможно»

Математики всего мира говорят на одном языке и продолжают сотрудничество, несмотря на сложности последних лет. Центр их общения перемещается в Китай, где ученые разных стран встречаются на конференциях и других научных мероприятиях. Сотрудничество с ведущими китайскими университетами перспективно для продолжения прежних и организации новых контактов. Об этом, а также о том, что такое ИИ и почему государство должно сотрудничать с математиками, новостной службе «Вышка.Главное» рассказал заведующий Международной лабораторией зеркальной симметрии и автоморфных форм НИУ ВШЭ Валерий Гриценко.

Вузы разделились на шесть лагерей в отношении к искусственному интеллекту

Каким должно быть образование в эпоху ИИ? Чтобы разобраться, какие есть точки зрения и какие решения уже формируются, команда Института образования ВШЭ весной 2025 года провела серию интервью с проректорами российских университетов. Об итогах этого исследования рассказывает директор института Евгений Терентьев.

«Креативные индустрии»: экспертиза, кейсы и прогнозы

Институт развития креативных индустрий (ИРКИ) факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ выпустил монографию «Креативные индустрии». Издание объединяет исследования, экспертные материалы и практические кейсы по самым важным и актуальным направлениям креативного сектора — от мер поддержки креативных индустрий, стратегии развития креативной экономики, креативного образования, креативного предпринимательства до территориального брендинга, народных промыслов и локальных ремесел.

Высшая школа бизнеса ВШЭ представила исследование «Корпоративные университеты России — 2025»

Презентация ежегодного исследования «Корпоративные университеты России — 2025» состоялась в рамках IV Форума лидеров корпоративного обучения России. Мероприятие прошло в Нижнем Новгороде и объединило более 130 участников из 60 компаний.