• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В Вышке прошли обучение преподаватели из девяти регионов России

В НИУ ВШЭ завершилась очная часть программы повышения квалификации «Дизайн образовательного курса 3.0», слушателями которой стали преподаватели вузов и других образовательных организаций из разных регионов России — от Дальнего Востока до Калининграда. Сейчас они, вернувшись домой, продолжают учиться дистанционно, а в конце недели состоится итоговая аттестация: слушатели представят обновленные версии своих учебных курсов. Рассказываем, чему их учили и как они будут применять полученные знания на практике.

Программа повышения квалификации «Дизайн образовательного курса 3.0» реализуется впервые. В ее основе лежит семилетний опыт внутриуниверситетского проекта «Teach for HSE / Преподаем в Вышке» (Teach4HSE), играющего важную роль в повышении качества преподавания в НИУ ВШЭ. Этот опыт было решено распространить на внешних слушателей.

Программа рассчитана на две недели (первая неделя — очные занятия, вторая — консультации онлайн и самостоятельная работа) и реализуется в формате мастерских.

Мастерская Андрея Дементьева
© Высшая школа экономики

В рамках очной части четыре ведущих преподавателя НИУ ВШЭ провели занятия по тем аспектам развития педагогического мастерства, в которых они являются признанными специалистами. Мастерская директора по развитию преподавательского мастерства Андрея Дементьева была посвящена подходам к проектированию учебного курса, руководителя Центра образовательных технологий Международного института экономики и финансов Наталии Колядиной — формирующему и итоговому оцениванию, доцента департамента психологии факультета социальных наук Миланы Хачатуровой — командной и групповой работе студентов, доцента департамента образовательных программ Института образования Марии Лытаевой — проектированию курсов в смешанном формате.

Мария Лытаева
© Высшая школа экономики

Кроме того, в программу вошли три лекции: первый проректор НИУ ВШЭ Вадим Радаев рассказал о современном кризисе в преподавании, профессор департамента образовательных программ Института образования Елена Чернобай — о педагогическом дизайне, доцент департамента организационного поведения и УЧР Высшей школы бизнеса Ольга Зеленова — о стратегиях обучения глазами студентов.

«За пять дней мы постарались дать слушателям как можно больше нового, провокативного знания, чтобы, вернувшись в свои университеты, они его осмыслили и обсудили с коллегами на кафедрах. Сейчас они под руководством наставников готовятся к итоговой аттестации — работают над презентациями обновленных версий своих учебных курсов. На защите им предстоит показать, какие изменения они внесли в свои курсы благодаря нашей программе, или обосновать отсутствие необходимости таких изменений», — поясняет директор по образовательным инновациям НИУ ВШЭ Оксана Черненко.

Оксана Черненко
© Высшая школа экономики

Изначально программа была рассчитана на вузовских преподавателей, представляющих разные дисциплинарные поля, и они действительно составили костяк группы. Представлены Амурский госуниверситет, Сибирский государственный медицинский университет (Томск), Сибирский государственный университет водного транспорта (Новосибирск), УрФУ, СПбГЭУ и другие вузы. Кроме того, программа вызвала интерес и у представителей общего и дополнительного образования — среди слушателей есть преподаватели частных школ и образовательных центров.

«Мы честно предупреждали, что наша экспертиза лежит в области высшего образования, но поучиться у наших мастеров изъявили желание также те, кто работает с детьми и подростками, преподает на курсах для взрослых. Для нас это было неожиданностью, но они хорошо вписались в группу, обменивались опытом с коллегами из высшей школы. Все-таки общее, высшее и дополнительное образование — это сообщающиеся сосуды, и проблемы, вызовы, с которыми сталкиваются преподаватели, во многом похожи», — говорит Оксана Черненко.

Никита Шультайс — основатель и преподаватель Центра дистанционного обучения Shultais Education (Калининград), в котором обучают взрослых людей программированию, верстке и работе с базами данных. На курсы в Москву он прилетел вместе с супругой, которая тоже учится в НИУ ВШЭ, но на другой программе, посвященной бизнес-консультированию, и на прошлой неделе у нее также были очные занятия.

Никита Шультайс
© Высшая школа экономики

«У меня базовое педагогическое образование, но это не означает, что я не должен развиваться как педагог, — размышляет Никита Шультайс. — Так что отслеживаю интересные программы повышения квалификации и, если вижу, что они могут быть мне полезны, иду учиться. На этот раз мне было особенно интересно узнать о лучших практиках организации групповой работы студентов, о том, как сделать ее не очень затратной для преподавателей и максимально эффективной. Планирую запускать групповую работу в онлайн-формате на наших курсах, включая тот, который веду сам».

Доцент Сибирского государственного медицинского университета Светлана Камалова преподает основы фармацевтической биотехнологии. По ее мнению, одна из сложностей преподавательского ремесла заключается в том, что всегда есть соблазн учить так, как когда-то учили тебя. Но времена меняются, приходят новые поколения студентов, и преподаватель должен не просто быть в курсе современных трендов, но также владеть современными педагогическими технологиями.

Светлана Камалова
© Высшая школа экономики

«Мне понравилось, как организована работа со студентами в Вышке, — рассказывает Светлана Камалова. — У вас четыре модуля вместо двух семестров, десятибалльная система оценки. Есть такое понятие, как «накоп» — оценка работы студента в течение одного или нескольких модулей, и в нашем университете можно попробовать его внедрить. По итогам повышения квалификации я переформатирую свой курс — буду увеличивать число интересных заданий, внедрять неожиданные для студентов форматы освоения материала».

Больше всего Светлане понравилась мастерская Марии Лытаевой, которая состоялась в последний день очной части программы. «Это был взрыв мозга, переформатирование в принципе всего. До этого четыре дня накапливалась информация, я не успевала ее структурировать, а когда пришла Мария Александровна, сразу удалось разложить все по полочкам. Она еще раз акцентировала внимание на том, как правильно строить учебный курс, что такое таксономия Блума и как в соответствии с ней планировать занятия, формулировать темы, какие методы контроля использовать», — отметила она.

У Екатерины Агаларовой, доцента Ставропольского государственного аграрного университета, 23 года педагогического стажа, она преподает маркетинг. По ее оценке, в течение всех этих лет ее дисциплина претерпевала большие изменения, так что постоянное повышение квалификации по определению необходимо. На курсы в Вышку Екатерина Агаларова (как, впрочем, практически все слушатели программы) поехала, получив одобрение руководства своего университета, и по возвращении пообещала поделиться полученными знаниями с коллегами.

Екатерина Агаларова
© Высшая школа экономики

«Программа получилась очень гармоничной, и возникало ощущение, что ее реализуют в Вышке уже много лет, — считает она. — Каждый мастер или лектор занял в ней свое место. Каждый день давал новый инсайт. Один из курсов, который я читаю, — “Маркетинг проектов развития сельских территорий”, его слушатели — магистранты, действующие муниципальные управленцы, и, например, таксономию Блума я буду использовать при формировании заданий для них. Вообще же обучение в Вышке побуждает задуматься о переформатировании всех моих курсов — и для людей с опытом работы, и для бакалавров».

Виктория Виниченко, завкафедрой экономики транспорта и финансов Сибирского государственного университета водного транспорта, также преподает и студентам, и взрослым людям — управленцам. «Мне важно сохранять высокий уровень преподавания — держать руку на пульсе, иметь широкий спектр педагогических инструментов и в нужный момент применять те, которые востребованы у конкретной аудитории. В Вышке нам дали именно такие инструменты», — считает она.

Виктория Виниченко
© Высшая школа экономики

Один из популярных сегодня инструментов — искусственный интеллект, которому были посвящены занятия в мастерской Андрея Дементьева. «Он приоткрыл завесу — рассказал, как изменится преподавание через несколько лет, и поделился лайфхаками, которые можно использовать уже сегодня. Например, можно предложить студентам запросить у ChatGPT тот или иной текст, чтобы они в дальнейшем его доработали. И это будет не заимствование, а использование искусственного интеллекта в учебных целях», — рассказывает Виктория Виниченко.

По ее мнению, сам факт обучения преподавателя в Вышке на специальных курсах будет способствовать повышению доверия к нему со стороны любой аудитории, будь то первокурсники или производственники со стажем.

Многие слушатели уже сейчас задумываются о возвращении в Вышку. Светлана Камалова даже выбрала конкретный курс ДПО, который ей необходим, — «Руководитель образовательной программы», а Екатерина Агаларова присматривается к магистерским программам в области управления образованием.

По оценке Оксаны Черненко, первый опыт реализации программы повышения квалификации «Дизайн образовательного курса 3.0» был успешным, интерес к ней оказался высоким, и аналогичную программу в формате мастерской планируется запустить в октябре 2024 года. С учетом накопленного опыта и продолжающихся изменений в высшем образовании содержание будет обновлено — в частности, планируется акцентировать внимание на применении в преподавании искусственного интеллекта.

Галина Можаева, заместитель первого проректора НИУ ВШЭ

Для нас очень важно делиться с коллегами из других университетов, продвигать накопленный в Вышке образовательный опыт через ДПО. Стажировки по программе «Университетское партнерство», обучение в Институте образования в Москве и Кочубей-центре Питерской Вышки, а теперь еще и успешный дебют на открытом рынке программы внутриуниверситетского проекта «Teach for HSE / Преподаем в Вышке» способствуют развитию партнерских связей с университетами и продвижению НИУ ВШЭ как лидера университетского ДПО в России.

Вам также может быть интересно:

Вузы разделились на шесть лагерей в отношении к искусственному интеллекту

Каким должно быть образование в эпоху ИИ? Чтобы разобраться, какие есть точки зрения и какие решения уже формируются, команда Института образования ВШЭ весной 2025 года провела серию интервью с проректорами российских университетов. Об итогах этого исследования рассказывает директор института Евгений Терентьев.

Ростех и Вышка стали партнерами в сфере инженерной подготовки и научных исследований

Госкорпорация Ростех и Высшая школа экономики заключили соглашение о стратегическом партнерстве в сфере науки и образования. Документ направлен на проведение совместных исследований, подготовку высококвалифицированных кадров и формирование научно-технического задела в интересах высокотехнологичных отраслей России. Кроме того, совместно с московской школой № 58 будет вестись профориентация школьников по направлениям инженерии, ИТ и кибербезопасности.

В Вышке пройдет Международная школа БРИКС: Новое поколение

Открыта регистрация на Международную школу БРИКС: Новое поколение — один из ведущих международных образовательных проектов, ориентированных на молодых лидеров, интересующихся повесткой глобального развития и сотрудничества в рамках БРИКС.

НИУ ВШЭ укрепляет отношения с Пекинским университетом

21 июля в Высшей школе экономики побывала делегация Пекинского университета в составе сорока человек — студентов, преподавателей, административных сотрудников во главе с исполнительным проректором Пекинского университета, директором Высшей школы Пекинского университета в Шэньчжэне Чжан Цзинем. Руководители двух университетов обсудили направления дальнейшего сотрудничества, а представители трех факультетов НИУ ВШЭ провели рабочие встречи с китайскими студентами.

НИУ ВШЭ объединил ученых на международной школе по ИИ в Шанхае

В начале июля в Шанхае проходил Международный летний институт по исследованиям искусственного интеллекта в образовании, организованный Инобром НИУ ВШЭ совместно с Восточно-китайским педагогическим университетом. Более 50 молодых исследователей и ключевых спикеров из девяти стран — от России и Китая до Канады и Сингапура — собрались, чтобы обменяться последними результатами своей работы и построить новые международные партнерства.

«Мы близки к практическому применению системы бесстимульного картирования головного мозга»

Созданные учеными Вышки совместно с медиками нейроинтерфейсы позволяют установить контакт с головным мозгом и декодировать его сигналы. Их применение создает возможности для стимуляции мозговой активности, восстановления и нормализации мышечного контроля пациентов, перенесших инсульт, инфаркт или страдающих иными неврологическими заболеваниями, а также способствует реабилитации людей с черепно-мозговыми травмами и потерей конечностей. О работе Центра биоэлектрических интерфейсов Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ рассказывает его директор Алексей Осадчий.

Исследователи НИУ ВШЭ представили новую архитектуру нейронных сетей, понимающую симметрии мира

Сотрудники Лаборатории геометрической алгебры и приложений НИУ ВШЭ разработали новую архитектуру нейронных сетей, которая может ускорить и упростить анализ данных в физике, биологии и инженерии. Свое решение ученые представили 16 июля в Ванкувере на ведущей международной конференции по машинному обучению ICML 2025. Текст статьи и исходный код выложены в открытый доступ.

Вышка представила «Умный ортез» на форуме «Надежда на технологии»

С 10 по 11 июля в Москве прошел юбилейный, X Национальный форум «Надежда на технологии». Мероприятие было нацелено на обсуждение инновационных достижений в сфере реабилитационной индустрии. Студенческое конструкторское бюро (СКБ) МИЭМ в сотрудничестве с Институтом когнитивных нейронаук (ИКН) ВШЭ представило «Умный ортез», который был разработан на основе запроса медиков-ортопедов.

Исследователи НИУ ВШЭ выяснили, как часто у россиян с легочной гипертензией встречаются генетические мутации

Команда ученых и медиков впервые в России провела масштабное генетическое исследование пациентов с легочной артериальной гипертензией. Исследователи, включая сотрудников Международной лаборатории биоинформатики факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ, изучили геномы более ста пациентов и обнаружили, что примерно у каждого десятого встречаются опасные мутации в гене BMPR2, отвечающем за рост сосудов. Три мутации были описаны впервые. Исследование опубликовано в журнале Respiratory Research.

Эксперты оценили, как трансформируются образовательные системы стран БРИКС

Экспертный совет БРИКС — Россия, работающий на базе Высшей школы экономики, совместно с Институтом образования ВШЭ подготовил аналитический доклад «Трансформация систем общего образования стран БРИКС». Исследование позволяет проследить, как страны объединения решают общие задачи, включая равный доступ к школьному образованию, внедрение цифровых решений, поддержку инклюзии, языкового многообразия и межкультурного диалога.