• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В НИУ ВШЭ начала работу XIV Международная конференция исследователей высшего образования

Тема конференции этого года — «Студенческий опыт в современном университете: от абитуриента до выпускника». В течение трех дней исследователи из разных регионов России и зарубежных стран будут обсуждать, какие индивидуальные и институциональные факторы определяют образовательный опыт студентов, как он связан с достижением образовательных результатов и как влияет на успешность на рынке труда. Конференция продлится с 25 по 27 октября, будет представлено более 90 докладов.

Елена Одоевская

Открывая конференцию, проректор НИУ ВШЭ Елена Одоевская пояснила, почему в этом году тема студенческого опыта была выбрана в качестве основной.

«Студент — это, пожалуй, главное, ради чего университет возводит стены, создает программы, организует партнерство с индустрией. Это тот, кто будет развивать нашу страну, да и не только нашу: среди участников конференции есть представители Китая, ОАЭ, Шри-Ланки, других стран. Поэтому очень важно изучать, как студент чувствует себя в университете, как взаимодействует с основными стейкхолдерами, как выбирает университет и то место, где будет применять полученные знания и навыки», — сказала Елена Одоевская.

Евгений Терентьев

Директор Института образования НИУ ВШЭ Евгений Терентьев охарактеризовал начавшуюся конференцию как встречу друзей, отметив широкую географию российских участников. 14 лет назад, когда конференцию только задумывали и запускали, она не была столь масштабной и никто не предполагал, что спустя годы она будет проходить в течение трех дней и на нее будет подано 200 заявок.

«Одна из целей конференции на протяжении всех этих лет — сформировать исследовательскую культуру обсуждения проблем высшего образования. Сейчас много площадок для обсуждения политических вопросов развития высшего образования, но не так много площадок, где обсуждают реальные исследования. Предлагаю взять за правило в течение этих трех дней вести разговор в доказательной плоскости, основывать на данных любые наши высказывания и выводы», — заключил Евгений Терентьев.

Консорциумы

Первый круглый стол, состоявшийся 25 октября в рамках конференции, был посвящен научно-образовательным консорциумам, которые формируются университетами и бизнесом, и оценке эффективности их взаимодействия.

В роли модератора выступила Елена Одоевская. Она охарактеризовала разные подходы к понятию консорциума в различных документах. Например, в программе «Приоритет-2030» так называют «временные добровольные объединения университетов с другими организациями для координации деятельности и консолидации ресурсов при реализации прорывных проектов, обеспечивающих научно-технологическое развитие страны».

© Высшая школа экономики

Заместитель директора «Социоцентра» Татьяна Жданова рассказала, что в программе «Приоритет-2030» участвуют 132 университета, которые создали 390 консорциумов с участием более чем 3 тыс. партнеров. Эти консорциумы должны решать сложные задачи в интересах региона, отраслей экономики и социальной сферы, а университет встраивается в эту работу, вовлекает в нее молодежь.

Заместитель вице-президента по образовательным проектам VK Анна Степанова рассказала о сотрудничестве с университетами с позиции бизнеса, для которого здесь важен и социальный аспект ESG-повестки, и взаимодействие с целевой аудиторией — пользователями продуктов, и подбор сотрудников со студенческой скамьи. Однако, по ее мнению, пока не хватает хороших практик, когда партнерство основано на взаимном интересе, пользе и не является нагрузкой ни для бизнеса, ни для вуза.

Ирина Мартусевич

Проректор НИУ ВШЭ Ирина Мартусевич рассказала об опыте Вышки по взаимодействию с работодателями, которые получают в университете доступ к своей целевой молодежной аудитории. «Мы даем возможность студентам и партнерам из бизнеса сократить период первоначального знакомства за счет серьезной интеграции в наши проекты и внеучебную активность», — отметила она. Более двух третей студентов Вышки за время обучения приобретают опыт работы, что позволяет более осознанно принимать решение о трудоустройстве по окончании университета.

Проректор МТУСИ Алтынай Аджикова рассказала об опыте своего вуза по взаимодействию с индустрией, а директор Центра образовательных продуктов Томского политеха Роман Лаас — о Большом университете Томска. Так называется консорциум университетов и академических институтов, расположенных в этом городе, — проект, в основе которого лежит формат взаимодействия равного с равным. Завершился круглый стол обсуждением эффекта, который дают консорциумы для студенческого опыта.

Кампусы

Следующим мероприятием конференции стала панельная дискуссия на тему «Возможное и действительное в проектах университетских кампусов». Евгений Терентьев, выступивший в роли модератора, пояснил, что она фактически является продолжением круглого стола о консорциумах, ведь в формировании новых кампусов в разных регионах участвуют разные организации. «Кампусы задуманы, чтобы создать более комфортную среду для достижения новых образовательных и научных результатов, а это требует новых решений и изменения бизнес-моделей», — добавил он.

Таисья Погодаева, директор АНО «Кампус БИМ» (эта компания реализует в Иванове проект научно-образовательного центра БИМ — Большой Ивановской мануфактуры — на основе концессионного соглашения), уточнила, что тема кампусов гораздо сложнее, ведь в консорциумах «собственность делить не надо». По ее мнению, создание кампуса дает университетам «шанс пересобрать себя», а для городов это инструмент пространственного развития.

© Высшая школа экономики

О создании кампусов в своих регионах участникам конференции также рассказали Сергей Коцуконь — заместитель министра цифрового и технологического развития Сахалинской области, Александра Лебедева — заместитель председателя правительства Камчатского края, Виталий Литке — заместитель министра образования и науки Челябинской области, Юрий Марфин — и.о. ректора Тихоокеанского госуниверситета (Хабаровск).

На Сахалине создание кампуса не рассматривают как прибыльный проект. «Для нас это возможность развить инфраструктуру региона и модернизировать наш вуз», — заявил представитель Сахалинской области.

В Петропавловске-Камчатском, как и в Иванове, кампус является одним из ключевых объектов городского мастер-плана — место для него выбрано в центре города.

В Челябинске до появления проекта по созданию кампуса вузы так плотно не взаимодействовали ни между собой, ни с региональной властью. К проекту присоединяются индустриальные партнеры с готовыми предложениями, в том числе по аренде площадей, и механизмами взаимодействия.

Магдалена Гаете

Магдалена Гаете, старший научный сотрудник ПУЛ управления репутацией в образовании НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, рассказала о мировых тенденциях развития кампусов. Примечательно, что ни в Европе, ни в США не было случаев, когда сначала принималось решение о создании единого для нескольких вузов кампуса, а потом вузы начинали сотрудничать между собой. «В России проводится уникальный эксперимент, и мы будем следить за его развитием», — заключил Евгений Терентьев.

XIV Международная конференция исследователей высшего образования (ИВО-2023) продлится до конца рабочей недели. Предстоят пленарные дискуссии и работа секций, красной нитью через все обсуждения пройдет тема, связанная с анализом студенческого опыта. Утром 27 октября состоится презентация книги «Универсальные компетенции в российских университетах». По традиции конференция завершится семинаром для молодых ученых, посвященным памяти трагически погибшего исследователя Института образования НИУ ВШЭ Дмитрия Семенова.

Вам также может быть интересно:

Вышка стала соорганизатором Международного диктанта по финансовой безопасности

С 1 по 30 сентября пройдет Международный диктант по финансовой безопасности. Масштабный онлайн-проект разработан с целью повышения осведомленности людей разного возраста о проблемах в сфере экономической стабильности. Тема этого года — «Новые технологии на страже финансовой безопасности: от личной защиты до суверенитета государства». В новом сезоне НИУ ВШЭ вошел в состав организаторов.

Эпоха ИИ: университеты и бигтехи обсудили трансформацию системы образования

В рамках круглого стола, организованного «Яндекс Образованием», эксперты из ведущих университетов и технологических компаний обсудили будущее системы образования и подготовки IT-специалистов в условиях развития технологий искусственного интеллекта. Высшую школу экономики представляла проректор университета Елена Одоевская.

Ученый в цифровую эпоху: как определить свой профессиональный путь в новом мире

Центр научной интеграции НИУ ВШЭ запускает программу «Современный ученый: инструменты развития научной карьеры», ориентированную на развитие профессиональных компетенций молодых исследователей. В течение 6 недель слушатели в синхронном онлайн-формате изучат 5 тематических блоков. Обучение начнется 22 сентября. На программу могут поступить все желающие, имеющие или получающие высшее или среднее специальное образование.

Ученые ВШЭ выяснили, почему люди доверяют науке

Исследователи ИСИЭЗ НИУ ВШЭ проанализировали степень доверия научному знанию в российском обществе и выявили факторы, которые влияют на восприятие. Оказалось, что доверие к науке больше зависит от повседневного опыта, социальных ожиданий и представлений о пользе, а не от объективных знаний. Статья опубликована в журнале «Мир России».

НИУ ВШЭ и Центр им. Дмитрия Рогачева подписали соглашение о научно-практическом сотрудничестве

Высшая школа экономики и Национальный медицинский исследовательский центр детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева подписали соглашение о научно-практическом сотрудничестве. Подписи под документом поставили ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов и генеральный директор центра Николай Грачев.

Вышка доверит ИИ рутинную работу по созданию программ ДПО

НИУ ВШЭ совместно с EdTech-компанией CDO Global запускает AI-конструкторы для оптимизации разработки курсов дополнительного профессионального образования (ДПО). Новый сервис позволит автоматизировать подготовку учебных материалов и оценочных средств, значительно сократив время и ресурсы, затрачиваемые преподавателями и методистами.

На портале Вышки доступны обновленные «Цифры и факты» и дашборды

Дирекция по аналитике и управлению данными совместно с отделом визуальных коммуникаций разработали новую страницу «Цифры и факты о НИУ ВШЭ» на портале Вышки. Также всем сотрудникам университета доступен дашборд с показателями обновленной программы «Приоритет-2030».

Исследователи изучили, как в малых российских университетах заботятся о студентах

Исследователи из Института образования НИУ ВШЭ провели социологическое исследование в четырех малых неселективных университетах и на основе 135 интервью показали, что в таких вузах забота о студентах имеет двойственную природу. Она объединяет искреннюю помощь с постоянным надзором, напоминая родительскую опеку. Это первое детальное описание того, как формальные и неформальные практики заботы переплетаются в постсоветском образовательном контексте. Исследование опубликовано в British Journal of Sociology of Education.

На Международной летней школе в КНР Вышка поделилась опытом изучения городских стратегий

На фоне усиления глобальной геополитической и технологической конкуренции ведущие китайские вузы Чжэцзянский университет международных исследований и Пекинский университет организовали совместную Международную летнюю школу. Центральной ее темой стало изучение глобальных региональных и городских стратегий развития. Факультет городского и регионального развития НИУ ВШЭ принял участие в работе школы.

ВШЭ и Московский аналитический центр объединят усилия в сфере ИИ

НИУ ВШЭ подписал соглашение о сотрудничестве с ГБУ «Московский аналитический центр». Документ закрепил намерение сторон развивать совместные исследования и внедрять технологии искусственного интеллекта в управление городским хозяйством.